МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
            

VK

   
  tg   ok
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
 

    
 

поиск по сайту

логотип Фонд Поддержки

Творческая деятельность как эффективное средство социальной реабилитации детей и подростков

из опыта работы КГБУСО «Артёмовский СРЦН»

В рамках комплексной реабилитации несовершеннолетних КГБУСО «Артёмовский СРЦН» одним из наиболее эффективных средств является социально-культурная деятельность. В силу своей многосферности, технология социокультурной реабилитации является идеальной площадкой для самовыражения, личностного, творческого и культурного роста несовершеннолетних.

1300622

Исходя из этой позиции, в КГБУСО «Артёмовский СРЦН» реализуется широкий диапазон эффективных мероприятия творческой реабилитации, в том числе и в рамках Комплекса мер, направленного на развитие региональной системы обеспечения безопасного детства в Приморском крае, «На защите детства» на 2022-2023 г., при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Она включает в себя комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий, нацеленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной деятельности. Такие направления, как реализация программы «Театральный микст», работа семейной студии «Исцеляющее творчество», позволяет удовлетворить потребность в получении социально-культурных услуг, способствует созданию условий для наиболее полной самореализации личности и группы в доступных видах творчества, приобщает к обучению, общению, расширяет диапазон взаимодействия с обществом. Общий охват по данным направлениям составил более 80 человек.

2300622

Основные цели работы семейной арт–терапевтической студии «Исцеляющее творчество» - научить способам решения конфликтов, как внутрисемейных, так и личностных, тем самым повышая качество коммуникации между членами семьи. Деятельность студии включает разнообразные техники совместного семейного творчества, которые помогают разобраться в семейных отношениях, наладить взаимопонимание и научиться делиться друг с другом чувствами и мыслями.

Ключевым значением программы является ценность арт-терапии, ориентированной преимущественно на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний. Кроме того, арт-терапия дает возможность социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет проанализировать мысли и чувства (которые человек привыкает подавлять) и постепенно развивать способность к саморегуляции.

3300622

В семьях, где часто происходят конфликты, обычно не умеют выражать позитивные чувства. Но и негативные чувства можно выразить так, чтобы не травмировать другого члена семьи. Посредством арт-терапевтических упражнений осуществляется эмоциональное развитие, развитие навыков саморегуляции, происходит раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности каждого члена семьи.

               Опыт работы учреждения в данном направлении показывает, что основная тема обращений - внутрисемейный конфликт, который происходит на основании разных подходов в воспитании ребенка (родители ругаются, ребенок не слушается). У ребенка происходят нарушения социальных норм.

Запрос родителей: помочь избежать нарушения ребенком правил общественного поведения.

4300622

Занятия способствовали выработке навыков продуктивного семейного взаимодействия, обеспечили безопасное самораскрытие, что является важным условием социального взаимодействия всех участников семейного конфликта.

Следующая эффективная форма работы с несовершеннолетними «группы риска» является работа по программе «Театральный микст» по формированию у несовершеннолетних новых ценностей, норм, мировоззрения и моделей поведения. Занятия программы выполняют особую психотерапевтическую и развивающую функции - помогают совершенствовать чувствительно-эмоциональную сторону личности ребенка, дают возможность выхода стихийным жизненным импульсам, способствуют развитию способности управления своими эмоциями в коммуникативном взаимодействии. Несовершеннолетние с агрессивным поведением, выражая себя в роли, противоположной его обычному реагированию, формирует новые паттерны поведения. Театрализованная деятельность и развлекает, и воспитывает, развивает фантазию,  способность сопереживать, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, повышает уверенность в себе.

5300622

Наши  воспитанники, как правило, не умеют занять себя в свободное время и на окружающий  мир сморят как потребители, а не как творцы. Опыт работы по данному направлению показал, что если подросток активен в театрализованной деятельности, он становиться более успешным, активным в жизни, доброжелательным и открытым в общении. При подготовке театрализованных преставлений можно выделить основные этапы работы: выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с воспитанниками; распределение ролей в спектакле с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений; работа над отдельными эпизодами; поиски музыкально – пластического решения эпизодов; создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов; работа над выразительностью речи подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление мини – сцен; репетиция отдельных сцен в разных составах; репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитами и декораций, премьера спектакля; обсуждение спектакля с воспитанниками.

6300622

Чтобы участие в театрализованной деятельности приобрело самостоятельный характер, необходимо предоставить воспитанникам как можно  больше  самостоятельности, дать возможность несовершеннолетним быть ведущими, режиссёрами постановщиками,  художниками-декораторами, хореографами. Работая над  конкретным представлением, мы делим группу на «артистов» и группу «обеспечения». Без группы обеспечения спектакль состояться никак не может, они такие же уважаемые участники действия как актёры. Они проверяют готовность площадки к репетиции, меняют декорации, помогают переодеваться, помогают гримироваться. Благодаря занятиям по программе «Театральный микс» жизнь детей становиться более интересной и содержательной, ведь сцена помогает ввести детей  и подростков в тематику нравственного выбора, учит различать добро и зло, делает нас способными сострадать чужой боли и чувствовать прекрасное, она воспитывает и заставляет строить жизнь по законам добра и красоты.

В 2021-2022г. КГБУСО «Артёмовский СРЦН» реализует проект по организации деятельности службы «Микрореабилитационный центр» «Дорогу осилит идущий» при софинанстровании Фонда поддержки детей, находящихся в ТЖС. Целевая группа: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья; члены семьи ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В проекте важное место занимает обучение творческой и досуговой деятельности в рамках семейного воспитания. Организация досуга всегда рассматривалась как значимая функция семьи, ведь времяпровождение может стать не просто интересным, но и полезным, развивающим, творческим и необычным. В этом и помогает выездная творческая лаборатория «Со-Творение», как одна из форм психологической реабилитации, основная цель которой – обучение в области семейного досуга, поддержка членов семьи и родителей путем проведения арт-терапевтических мастер-классов, занятий развлекательно-интерактивного формата, в том числе и с привлечением волонтёров. Основная деятельность направлена на развитие личности, на восстановление психических и физических сил ребенка и членов его семьи, на генерацию, хранение и развитие духовных, нравственных и культурных ценностей.

7300622

Основные методы и приёмы работы: мастер–классы и обучающие занятия с применением методов: арт-терапии, сказко-терапии, музыкотерапии, сенсорно-интеграционные методики, выразительное чтение, песочная терапия, изо-терапия и др.

Работа лаборатории проходит в двух формах:

- в групповой форме, при организации работы службы «Выездной микрореабилитационный центр»;

- в индивидуальной, адресной, при организации работы домашнего микрореабилитационного центра.

8300622

При организации творческой среды на дому, учитываются такие параметры, как скрытая терапия и безопасность – семьи видели творческую лабораторию как пространство. Для них не очевидны были психолого-педагогические задачи, это позволило снять эмоциональное напряжение и просто быть рядом с ребенком и удовлетворять через арт-терапию свои потребности. В ходе встречи психологи, педагоги, специалисты не дают оценки продуктам труда, не интерпретируют и не выдают диагностических заключений, что позволяет детям и родителям расслабиться и получать удовольствие от процесса. С детьми, в условиях семьи, проводились занятия:

«В гостях у сказки» кукло-терапия в форме спектакля; «Мой счастливый день» изо-терапия; мастер-класс «Морские обитатели» из кинетического песка; «Человечек Капляш» - пластилинография и др.

9300622

В формате «Выездного микрореабилитационного центра», творческая лаборатория работала ежемесячно на мероприятиях: семейный выходной «Тайм–аут для родителей» на территориях Шкотовский, Надеждинский МР, Артёмовский, Партизанский, Фокинский ГО, г. Большой Камень; социально–ориентированные акции «Безграничное детство», «Солнце – это наши дети»; социокультурное мероприятие интегративного характера «Дети одного солнца» и др. Почти все мастер–классы проводились с привлечением волонтёров. Это позволило расширить социальные контакты ребёнка, членов его семьи, способствовало овладению навыками и опытом социокультурного общения и поведения, раскрытию творческого потенциала. Всего, рамками «Со – Творение», охвачено 112 человек из 53 семей, в работе приняло участие 27 волонтёров и добровольцев.

10300622

Подводя итог, хочется отметить, что социокультурная деятельность занимает особое место в реабилитации несовершеннолетних. Включение ребенка в творческий процесс является одним из основных реабилитационных методов в работе с детьми. Необходимо чтобы ребенок почувствовал успех и радость от того дела, которым он занимается, поэтому нужно создавать такие условия, при которых раскрывается творческий и личностный потенциал ребенка. Этот опыт для многих детей нов и необычен. Необходимо дать ребенку возможность почувствовать в себе силы для преодоления трудностей, чтобы он стал активным участником и строителем своего мира.

11300622

Телефон доверия

Телефон доверия

 

 

описание к изображению

images

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс


Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")