Социальная профилактика как одно из перспективных направлений деятельности в решении проблемы жестокого обращения и насилия в семье

КГКУСО «Артёмовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Альховская Г.В., зав. отделением социальной реабилитации

Среди множества социальных проблем, проблема насилия и жестокого обращения  с детьми, как самой незащищенной и уязвимой социальной группы,  сегодня признаётся одной из главных.

Данная проблема долгое время была «запретной» областью, и сопротивление социума обращению к ней существует до настоящего времени. В общественном сознании и средствах массовой информации проблемы насилия представлены в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая».

Между тем, статистические данные свидетельствуют о том, что жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптированных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями.

Согласно данным опроса, всё больший процент несовершеннолетних, поступающих в КГКУСО «Артёмовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,  подвергаются  различным формам жестокого обращения или насилия в семье. Чаще всего это физическое, психическое, эмоциональное и вербальное насилие. Имеют место и случаи сексуального насилия.

С целью  изучения ситуации по данной проблеме, силами специалистов  учреждения,  в период ноябрь 2010 г. март 2011 года  был организован социальный мониторинг детей, подростков и семей Артёмовского  городского  округа (общее количество участников  -573 человека).

Одной из составляющих мониторинга  являлся  опрос детей и подростков по данной  проблеме.

На вопрос "Совершал ли кто-нибудь насилие по отношению к вам?"

43 % детей ответили утвердительно. Из них 32 % подвергались эмоциональному насилию, 27% - физическому. Насилие в собственной семье наблюдали 25 % детей.

Отвечая на вопрос о чувствах, которые при этом они испытывали, дети отметили следующие чувства - ненависть, страх, злобу, ужас, незащищенность, подавленность, вину, стыд.

На вопрос о том, кому они могут рассказать о ситуации, связанной с насилием, 33% детей ответили "родителям", 15% - "друзьям", 19% - "родственникам", 3 %- "позвонить по телефону доверия", 7 %- "учителям" и "специалистам Центра".

Таким образом, анкетирование показало, что насилие в семье, в том числе и над детьми – очень распространённое явление, которое требует принятия незамедлительных мер. Однако многие случаи насилия над детьми в семье остаются безнаказанными, так как их трудно выявить.

Как правило, основными доказательствами фактов любого вида насилия над ребенком,  являются свидетельства соседей, знакомых, заключение судебно-медицинской экспертизы. Поэтому выявляются только случаи физического или сексуального насилия, которые оставляют следы на теле ребёнка. Также, очень часто складывается ситуация, когда  соседи и родственники, наблюдающие случаи насилия над детьми, часто не хотят вмешиваться в чужие дела и не всегда сотрудничают с сотрудниками социальных и правоохранительных органов.

В учреждение в 2011 г. имели место  три документально зафиксированных случая  по факту жестокого обращения в отношении детей. Так, в семье Н, мать (1978) и отчим (1975 года рождения) постоянно употребляли спиртное. В семье постоянно происходили скандалы и драки. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, отчим избивал свою десятилетнюю дочь. В семье сложилась обстановка, создающая угрозу здоровью и жизни ребенка. Материальное положение семьи было очень тяжелым, родители  девочки длительное время нигде не работали. В состоянии алкогольного опьянения мать пассивно реагировала на противоправные действия  мужа. Обращений в милицию с ее стороны не было. В одном из рейдов межведомственной комиссии по неблагополучным семьям, на теле девочки были зафиксированы следы насилия (синяки). Были опрошены соседи, которые подтвердили наличие тяжелого положения ребенка в семье. Наличие заключения медицинской экспертизы и свидетельских показаний соседей удалось установить факт совершения противоправных действий отчима в отношении ребенка. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 156 Уголовного Кодекса РФ, дело передано в суд.

В большинстве случаев родители и не догадываются, что совершают насилие по отношению к ребёнку, а ребёнок не понимает, что с ним жестоко обращаются. В таких семьях  присутствует культ силового метода решения проблем, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания.

Так, в семье Б. отец  физически наказал сына за плохие, отметки, которые, по его мнению, сын стал приносить  слишком часто. При разбирательстве выяснилось,  что отец  считает физическое наказание допустимой формой наказания, так как «и до него «доходило» только тогда,  когда батя брал в руки ремень». В этом случае  отцу мальчика, разъяснено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

Педагогическая и правовая некомпетентность родителей, нежелание людей брать на себя ответственность, вмешиваться в дела, прямо их не касающиеся,  является актуальной проблемой современного российского общества. Поэтому очень важным направлением деятельности  учреждения являются социальные профилактические мероприятия. Они  важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Особенно это касается проблем детства, и такой страшной по своим последствиям проблемы как насилие над детьми в семье.

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, мы  проводим её в нескольких направлениях:

1.Направление  предупреждения – основной  задачей  этого направления является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.

2. Направление  предотвращения - направлено на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности человека. Так, информируя родителей о том, какие их действия по отношению к ребёнку являются насильственными и какими последствиями они обернутся для ребёнка (в плане его психологического и социального развития) и для них самих (в правовом плане), мы предотвращаем случаи насилия над детьми в семье. В рамках этого направления специалисты  оказывают  информационную, разъяснительную, и просветительскую помощь  по вопросам:

- детско-родительских конфликтов;

- конфликтов в семье;

- проблем подросткового и юношеского возраста;

- школьно-учебных проблем;

- переживания одиночества и отчаяния;

- страхов и необычных ситуаций;

- жестокости, насилия и др.

3. Направление  реабилитационное – проводится  в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось, и вмешательство направлено на оказание помощи и предупреждение повторения насилия в будущем.

В рамках перечисленных направлений используют самые разнообразные приёмы  и методы.

1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2. Педагогические - формирование у детей и взрослых социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу методы образования, воспитания и просвещения. На данном этапе мы предлагаем:

- лекции для родителей: " Корни домашнего насилия"; "Влияние домашнего насилия на психику ребенка"; «Альтернатива наказанию»

- просветительскую работа юриста;

- тренинг «Искусство любить детей»,»Проблемы отцов и детей в современном мире» целью которого является помощь в установлении и развитии отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

- обучающий семинар для детей младшего школьного возраста, в ходе которого дети с помощью ролевых игр постигают стратегии противостояния жестокому обращению;

- тренинг для подростков «Разомкнуть круг молчания», направленный на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми;

- практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Безопасный мир», включающие в себя укрепление структуры «Я — взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а также способствующие стабилизации адекватной самооценки.

3. Нейтрализующие - направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, содействие в  лишение родителей, родительских прав).

4. Компенсирующие - целью которых   является реабилитация ребёнка, пострадавшего от насилия.

5. Устраняющие - направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).

Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется принципами, на  основании которых  строится эта деятельность.

Основные принципы социальной профилактики:

- принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности;

-  принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем».  Работа по  правовому  просвещению и воспитанию,  может рассматриваться как одна из возможностей решения проблемы семейного насилия;

-  принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях ( в семье, в ситуации стресса и тп.);

- принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для клиента.

 - принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника.

Социальная профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности  КГКУСО «Артёмовский СРЦН» в решении проблемы жестокого обращения и насилия в семье.

Она помогает диагностировать случаи семейного насилия, вести информационно – просветительскую работу с детьми и родителями по профилактике семейного насилия над детьми, обучать детей разных возрастов противостоять насилию.