(по материалам программы «Зову тебя Россиею…» в сбрник «Панорама социальных идей»)
Альховская Г.В., зав. отделением социальной реабилитации
В современном обществе проблема патриотического воспитания детей и молодежи остаётся одной из актуальнейших. Она обретает новые характеристики и требует новых подходов к ее решению. Одним из таких подходов является вовлечение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в систему патриотического воспитания, как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
С целью выявления уровня патриотического воспитания и отношения к нему со стороны воспитанников подросткового возраста, и их родителей, специалистами учреждения было проведено исследование, которое позволило выявить следующие проблемы: у ребят снижена планка жизненных ценностей, они имеют смутное представление о героическом прошлом России, немного знают о своей «малой» Родине, мало знакомы с главными атрибутами государственности, своими гражданскими правами и обязанностями. Для родителей подростков, слово «патриотизм» ассоциируется в основном с любовью к своей семье и близким.
Проведённое исследование послужило основанием для разработки социальной программы, которая, в условиях социально – реабилитационного центра, предусматривает формирование и развитие у детей социально значимых ценностей, патриотизма, толерантного сознания, активной гражданской позиции. Направления программы выбраны не случайно. Патриотизм, гражданственность и толерантность, как составная часть культуры межнационального общения – эти понятия неразрывно связаны между собой.
Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". Это понятие включает в себя и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Становление человека как гражданина всегда начинается с его малой Родины – места, где он родился. Все большое всегда начинается с малого. Так и любовь к Родине начинается с семьи, родного дома, родной улицы, родного города, родного края. Знания о своей малой Родине является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием толерантного сознания, доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Ведущие цели программы: создание наиболее благоприятных условий и возможностей для воспитания у подростков, оказавшимся в трудной жизненной ситуации патриотизма, гражданственности и толерантности.
Задачи:
- внедрить в деятельность по патриотическому воспитанию современные формы, методы и средства воспитательной работы;
- осуществлять пропаганду героических профессий, а также героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков;
- расширить представления подростков о родном крае, прививать чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет через организацию проектной деятельности;
- способствовать формированию правосознания и гражданской ответственности;
- содействовать социализации детей и подростков, становлению общественно активной личности через приобщение к общественной жизни города.
Участники программы:
коллектив учреждения, воспитанники подросткового возраста, родители воспитанников, образовательные учреждения, учреждения культуры, историко – краеведческие музеи.
Срок реализации программы – 3 месяца, интенсивность проведения мероприятий – три раза в неделю.
Принципы, на которых строится программа:
- Принцип деятельностного подхода : воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей. Чем богаче воспитательная деятельность, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации.
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив : развитие социальной направленности личности воспитанника.
- Опосредованность педагогического воздействия : воспитательные намерения и действия должны проводиться незаметно для воспитанников.
- Принцип природосообразности : учет индивидуально – психологических и половозрастных особенностей воспитанников.
- Принцип сотрудничества : дети и педагоги – вместе.
- Принцип гуманизации личностных отношений : только уважительные отношения между воспитателем и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, педагогическое авансирование, демонстрация уважения и значительности личности ребенка создают психологический комфорт, в котором личность ребёнка чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
- Принцип культуросообразности : процесс познания должен открывать воспитаннику дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
- Принцип воспитания через социально значимую деятельность: интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений с целью формирования опыта коллективной деятельности
- Принцип адаптивности: каждый воспитанник должен чувствовать себя как дома, найти своё место в учреждение, школе, семье
- Принцип сотворчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности воспитанника, а его успехи способствуют формированию позитивной «Я – концепции».
Структура программы:
1 раздел – «Богатыри земли русской»
Цель:осуществлять пропаганду героических профессий, а также героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков
Одна из важнейших задач этого направления - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминающее о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.
В центре внимания - ветераны, участники, очевидцы Великой Отечественной войны.
2 раздел - «Родники»
Цель:расширять представления подростков о родном крае, прививать чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет через организацию проектной деятельности.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества.
Материал данного раздела построен на логической цепочке, которая акцентирует внимание подростка на основных понятиях - Россия, малая Родина как часть России, родной город, улица, моя семья, Я сам в семье.
Особое значение в работе по данному направлению отводится организации совместной с родителями творческой и исследовательской деятельности.
Использование метода совместных семейных проектов, позволяет актуализировать проблему сохранения семейных традиций, укрепить семейные связи, овладеть коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия.
3 раздел – «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас»
Цель:способствовать формированию правосознания и гражданской ответственности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. В связи с этим, мероприятия данного раздела нацелены на развитие общественной активности подростка, формирование навыков демократического, толерантного поведения, воспитание политической культуры и правовой грамотности.
4 раздел - «Система мониторинга по направлению патриотического воспитания
Воспитание гражданских и патриотических качеств – дело сложное и непросто определить критерии, по которым будет оцениваться результат данной деятельности.
Представленная в разделе система мониторинга включает в себя использование методов устного и письменного опроса, наблюдения, обработки и анализа полученных результатов, анализа творческой и практической деятельности воспитанников.
С учетом выбранных методов, мониторинг эффективности программы проходит в несколько этапов:
- сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах;
- анализ и оценка действенности воспитательной работы с воспитанниками (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);
- определение выводов по результатам, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению;
- графическое представление основных результатов анализа (диаграммы таблицы, схемы);
- информирование об итогах реализации программы.
По окончанию реализации программы – выпуск альманаха «Лента времени».
Название альманаха символизирует неразрывную связь веков, память о героях и героических событиях передаваемых из поколения в поколение. «Лента времени» задумана как издание, которое отразит основные этапы работы по программе, будет содержать плоды творческих изысканий и деятельности воспитанников. На его страницах найдёт своё место проектная деятельность подростков, их мысли, убеждения, фоторепортажи, рисунки, высказывания, результаты поисковой деятельности и многое другое.
Презентация выпуска планируется на финальном мероприятии по окончанию программы.
Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:
- личностно – ориентированные технологии воспитания;
- технология воспитания в сотрудничестве;
- групповые технологии;
- технология коллективного взаимодействия;
- технология творческой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии;
- интегрированная система;
- социальное проектирование.
Учитывая особенности контингента воспитанников, в работе рекомендуется придерживаться следующих видов мотивации:
- социальной- создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, сотворчество и сотрудничество;
- содержательной – формирование опыта коллективной, творческой и проектной деятельности, организация самостоятельной деятельности;
- прагматической – усиление внимания воспитанников к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
- воспитанники имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- осознание подростками ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- воспитанники обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста;
- воспитанники получили возможность самовыражения и личный опыт участия в социально – полезной деятельности, творческих инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в учреждении;
- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- активизация потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;
- повышена мотивация воспитанников на развитие активной гражданской позиции, на творческое личное участие в жизни учреждения;
- воспитанникам привиты уважение к правам, свободам и обязанностям человека и соблюдению норм правового государства;
- осознание подростками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Механизм реализации программы:
- мониторинг эффективности программы;
- использование инновационных форм и методов с целью формирования патриотизма, гражданственности и толерантности у подрастающего поколения;
- сотрудничество и тесное взаимодействие с организациями, занимающимися нравственно патриотическим воспитанием молодёжи;
- проведение социально – значимых патриотических акций;
- спортивно – массовые мероприятия;
- уроки Мужества;
- смотры – конкурсы;
- проведение коллективно – творческих дел;
- проектная деятельность;
- лекции, беседы, интерактивные встречи;
- видеопрограммы;
- раздача тематических буклетов и памяток;
- издание альманаха «Лента времени».
Каждое занятие, каждое мероприятие программы предусматривает социальное развитие воспитанника. Это очень важно, так как социальное развитие определяет, сможет ли человек полноценно жить – развиваться и творить в обществе или его личностные качества, его возможности останутся невостребованными тем же обществом.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет инициативная группа по реализации Программы. В состав инициативной группы могут входить участники реабилитационного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Инициативная группа определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются сотрудники учреждения, воспитанники и их родители, привлекаемые организации и учреждения.
Оценка результативностиреализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Ожидаемые результаты программы:
- воспитанники имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- осознание подростками ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- воспитанники обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста;
- воспитанники получили возможность самовыражения и личный опыт участия в социально – полезной деятельности, творческих инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в учреждении;
- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- активизация потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;
- повышена мотивация воспитанников на развитие активной гражданской позиции, на творческое личное участие в жизни учреждения;
- воспитанникам привиты уважение к правам, свободам и обязанностям человека и соблюдению норм правового государства;
- осознание подростками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.