логотип ФП

Сенсорная интеграция как составляющая часть работы в развитии детей с инвалидностью через реализацию программы «Краски жизни» в рамках проекта «Микрореабилитационный центр»

На сегодняшний день продолжает свою работу направление, реализуемое в рамках проекта «Дорогу осилит идущий», выезды на дом в семьи, имеющие детей с инвалидностью. Психологическое сопровождение осуществляется через авторскую программу сенсорной интеграции «Краски жизни», разработанную педагогом-психологом Ким Людмилой Викторовной. Развивающее оборудование, приобретенное за счет выделенных средств, позволяет комплексно охватить и полноценно двигаться по выбранному направлению.

1ким

Занятия, включенные в программу «Краски жизни» представлены в виде сенсорных упражнений, которые дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости их поверхностей, по весу, температуре, вкусу, шуму. Через стимулирование сенсорного развития детей и компенсацию сенсорных впечатлений есть возможность сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка, гармонизировать его внутренний мир, формировать базовые составляющие его психического развития.

2ким

Основными задачами, направленными на сопровождение и развитие ребенка являются: восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

3ким

Научить ребенка выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию также является важной составляющей в развитии психических функций. Упражнения и игры снижают эмоциональный дискомфорт у детей.

4ким

Оборудование подобрано таким образом, что его применение не имеет противопоказаний. Это сенсорные и тактильные дорожки, тактильные панели, мячи, стабиллоплатформы, цилиндры, цветные таблички, вкладки, шнуровки, лабиринты, кубики, пазлы, мозайки, бутыльки, бусинки, емкости с песком, бизиборды и многое другое.

5ким

Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий 10—30 минут. Каждое занятие имеет две части. Первая часть – двигательная или сенсомоторная коррекция. Вторая часть когнитивная или познавательная, в нее входят упражнения и игры для развития памяти, внимания, мышления, речи, освоения пространственных представлений. Во время занятий по сенсомоторной коррекции ребенок получает много сенсорной информации и учится произвольно управлять своими движениями. Система упражнений имеет свою логику, и она соответствует закономерностям развития головного мозга.

6ким

В процессе занятий дети должны, прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность.

7ким

Для родителей психолог демонстрирует возможные способы и варианты развивающих упражнений в домашних условиях. После проведенных занятий с психологом, родителю выдается домашнее задание, которое необходимо отработать с ребенком в течение недели. Повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании - важная задача в реализации программы «Краски жизни». Родители нуждаются в практических советах, объяснениях и рекомендациях специалистов по реше­нию повседневных проблем, связанных с процессом воспитания ребенка.

8ким

В данный момент в Артёмовском городском округе охвачены 8 семей с детьми-инвалидами, регулярно посещения на дому проходят один раз в неделю. Дети с различной этиологией нарушений и особенностями в развитии -аутизм, детский церебральный паралич, паралич и др. Программа «Краски жизни» позволяет комплексно, в первую очередь, поочередно развивать сенсорные системы ребенка: зрительную, слуховую, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную.

9ким

Анализируя результаты работы с детьми, отслеживая динамику развития, можно с уверенность сказать, что положительная динамика отмечается. Все дети с интересом занимаются, прослеживается эмоциональный отклик на сам процесс занятий и взаимодействие с педагогом. Родители отмечают увеличение произвольности и усидчивости у детей, снижение эмоционального напряжения, истерических реакций в бытовых моментах.

10ким

11ким

Программа будет осуществляться до августа 2022 года. В процессе реализации специалистами отслеживается уровень удовлетворенности, освоенности. Одна из главных задач, которую решает специалист - показать родителям, что они успешны в своей роли, что они делают всё необходимое для полноценного развития ребёнка. Родители не должны ориентироваться на пресловутую «норму развития», им достаточно учитывать индивидуальные особенности развития своего малыша и знать сенситивные периоды и последовательность формирования основных этапов развития ребёнка того или иного возраста. Специалисту, так же как и родителям, важно наблюдать за динамикой формирования у ребёнка навыков (двигательных, познавательных, речевых, коммуникативных, социально-бытовых), но его необходимо сравнивать только с самим собой, отмечать, какие у него за определённый период времени появились умения и навыки. Показателем работы специалиста с семьёй является то, насколько ребёнок сможет в дальнейшем самостоятельно использовать сформированные навыки в жизни, в быту и игре, а не только на специальных занятиях с педагогом.