Статистика посещений

Сегодня
За неделю
За месяц
Всего
1519
4646
16489
261925
Ваш IP: 23.20.13.165
im

 

Loading

(по материалам программы «Зову тебя Россиею…» в сбрник «Панорама социальных идей»)

 

Альховская Г.В., зав. отделением социальной реабилитации

 

В современном обществе  проблема патриотического воспитания детей и молодежи остаётся одной из актуальнейших. Она обретает новые характеристики и требует новых подходов к ее решению. Одним из таких подходов является  вовлечение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в систему патриотического воспитания,  как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

С  целью выявления уровня патриотического воспитания  и  отношения к  нему со стороны воспитанников подросткового возраста,  и их родителей, специалистами учреждения было проведено исследование,    которое  позволило выявить  следующие проблемы: у ребят  снижена планка жизненных ценностей, они  имеют смутное представление о героическом прошлом России, немного  знают о своей «малой» Родине, мало  знакомы с главными атрибутами государственности, своими гражданскими правами и обязанностями. Для родителей  подростков, слово «патриотизм» ассоциируется в основном с любовью к своей семье и близким.

Проведённое исследование послужило основанием для разработки социальной программы,  которая,  в условиях социально – реабилитационного центра,  предусматривает   формирование  и  развитие  у детей социально  значимых ценностей,  патриотизма,   толерантного сознания,    активной гражданской позиции. Направления  программы выбраны не случайно. Патриотизм, гражданственность  и толерантность, как составная часть культуры межнационального общения  – эти понятия неразрывно связаны между собой.

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". Это  понятие включает в себя и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, уважение семейных традиций,  готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. 

Становление человека как гражданина всегда начинается с его малой Родины – места, где он родился. Все большое всегда начинается с малого. Так и любовь к Родине начинается с семьи, родного дома, родной улицы, родного города, родного края. Знания о своей малой Родине является  важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. 

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну,  должно сочетаться с формированием толерантного сознания, доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Ведущие цели  программы: создание наиболее благоприятных условий  и возможностей для воспитания у подростков, оказавшимся  в трудной  жизненной ситуации    патриотизма, гражданственности и толерантности.

Задачи:

внедрить  в деятельность по патриотическому  воспитанию современные формы, методы и средства  воспитательной работы;

- осуществлять пропаганду героических профессий, а также героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков;

- расширить представления подростков о родном крае, прививать чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет  через организацию проектной деятельности;

- способствовать формированию  правосознания и гражданской ответственности;

-  содействовать социализации детей и подростков, становлению  общественно активной личности через приобщение  к общественной жизни города.

Участники программы:

коллектив  учреждения,  воспитанники подросткового возраста,  родители  воспитанников, образовательные учреждения, учреждения культуры, историко – краеведческие  музеи.

Срок реализации программы – 3 месяца, интенсивность проведения мероприятий – три раза в неделю.

Принципы, на которых строится программа:

  • Принцип деятельностного подхода : воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей. Чем богаче воспитательная деятельность, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации.
  • Принцип воспитания в коллективе и через коллектив : развитие социальной направленности личности воспитанника.
  • Опосредованность педагогического воздействия : воспитательные намерения и действия  должны проводиться незаметно для воспитанников.
  • Принцип природосообразности : учет индивидуально – психологических и половозрастных особенностей  воспитанников.
  • Принцип сотрудничества : дети и педагоги   – вместе.
  • Принцип гуманизации личностных отношений : только уважительные отношения между воспитателем  и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, педагогическое авансирование, демонстрация уважения и значительности личности ребенка создают психологический комфорт, в котором личность   ребёнка чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
  • Принцип культуросообразности : процесс познания должен открывать воспитаннику  дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
  • Принцип воспитания через социально значимую деятельность:   интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений с целью формирования опыта коллективной деятельности
  • Принцип адаптивности: каждый воспитанник должен чувствовать себя как дома, найти своё место в  учреждение, школе, семье
  •  Принцип сотворчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности воспитанника, а его успехи способствуют формированию позитивной  «Я – концепции».

Структура программы:

1 раздел – «Богатыри земли русской»

Цель:осуществлять пропаганду героических профессий, а также героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков

Одна из важнейших задач этого направления  - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминающее о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.

В  центре внимания  - ветераны, участники, очевидцы Великой  Отечественной войны. 

  2 раздел - «Родники»

Цель:расширять представления подростков о родном крае, прививать чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет  через организацию проектной деятельности.
        Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества.

Материал данного раздела построен на логической цепочке, которая  акцентирует внимание подростка  на основных понятиях -  Россия, малая Родина как часть России, родной город,  улица, моя семья, Я  сам в семье.

       Особое значение в работе по данному направлению отводится организации  совместной с родителями творческой  и исследовательской деятельности.

       Использование метода совместных семейных проектов, позволяет  актуализировать проблему сохранения семейных традиций,  укрепить семейные связи,  овладеть коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия.

3 раздел – «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас»

Цель:способствовать формированию  правосознания и гражданской ответственности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. 

Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. В связи с этим, мероприятия данного раздела нацелены   на развитие общественной активности подростка,  формирование навыков демократического, толерантного поведения, воспитание политической  культуры и правовой грамотности.

4  раздел - «Система мониторинга по направлению патриотического воспитания

Воспитание гражданских и патриотических  качеств – дело сложное и непросто определить критерии, по которым будет оцениваться результат данной деятельности.

 Представленная в разделе  система мониторинга  включает в себя  использование методов  устного и письменного опроса,  наблюдения, обработки и  анализа полученных результатов,  анализа творческой и практической деятельности воспитанников.

С учетом выбранных методов, мониторинг эффективности программы проходит в несколько этапов:

  1. сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах;
  2. анализ и оценка действенности воспитательной работы с воспитанниками (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);
  3. определение выводов по результатам, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению;
  4. графическое представление основных результатов анализа (диаграммы таблицы, схемы);
  5. информирование об итогах реализации программы.

По окончанию реализации программы – выпуск альманаха «Лента времени».

Название альманаха символизирует неразрывную связь веков,  память  о героях и героических событиях  передаваемых из поколения в поколение. «Лента времени»  задумана  как  издание, которое  отразит основные этапы работы  по программе,  будет содержать плоды творческих изысканий и деятельности  воспитанников. На его страницах найдёт своё место  проектная деятельность подростков, их мысли, убеждения, фоторепортажи, рисунки,  высказывания, результаты   поисковой  деятельности и многое другое. 

          Презентация выпуска планируется на финальном мероприятии по окончанию программы.

            Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:

  1. личностно – ориентированные технологии воспитания;
  2.  технология воспитания в сотрудничестве;
  3. групповые технологии;
  4. технология  коллективного взаимодействия;
  5. технология творческой деятельности;
  6. здоровьесберегающие технологии;
  7. интегрированная система;
  8. социальное проектирование.

Учитывая особенности контингента воспитанников,   в работе рекомендуется придерживаться   следующих видов мотивации:

  •  социальной-  создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, сотворчество и сотрудничество;
  •  содержательной – формирование опыта коллективной, творческой  и проектной  деятельности, организация самостоятельной деятельности;
  • прагматической –  усиление внимания воспитанников  к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
  •   воспитанники  имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • осознание подростками ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  •   воспитанники обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста; 
  • воспитанники получили возможность самовыражения  и личный опыт участия в  социально – полезной деятельности,  творческих инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в учреждении;
  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • активизация потенциала ветеранов в  воспитании  подрастающего поколения;
  • повышена  мотивация воспитанников на развитие активной гражданской позиции, на творческое личное  участие в жизни  учреждения;
  • воспитанникам привиты уважение  к правам, свободам и обязанностям человека  и соблюдению  норм правового государства;
  • осознание подростками   высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Механизм реализации программы:

-  мониторинг эффективности программы;

- использование инновационных форм и методов с целью формирования патриотизма, гражданственности и толерантности у  подрастающего поколения;

- сотрудничество и тесное взаимодействие с организациями, занимающимися нравственно  патриотическим воспитанием молодёжи;

-  проведение социально – значимых патриотических акций;

-  спортивно – массовые мероприятия;

-  уроки Мужества;

-  смотры – конкурсы;

-  проведение коллективно – творческих дел;

-  проектная деятельность;

-  лекции, беседы, интерактивные встречи;

-  видеопрограммы;

-  раздача тематических буклетов и памяток;

-  издание альманаха «Лента времени».

   Каждое занятие, каждое мероприятие программы  предусматривает социальное развитие воспитанника. Это  очень важно, так как социальное развитие  определяет, сможет ли человек полноценно жить – развиваться и творить в обществе или его личностные качества, его возможности останутся невостребованными тем же обществом.

            Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет инициативная группа по реализации Программы. В состав инициативной группы могут входить участники реабилитационного  процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Инициативная группа определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются сотрудники учреждения, воспитанники  и их родители, привлекаемые организации и учреждения.

Оценка результативностиреализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Ожидаемые результаты программы:

  • воспитанники  имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • осознание подростками ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • воспитанники обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста; 
  • воспитанники получили возможность самовыражения  и личный опыт участия в  социально – полезной деятельности,  творческих инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в учреждении;
  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • активизация потенциала ветеранов в  воспитании  подрастающего поколения;
  • повышена  мотивация воспитанников на развитие активной гражданской позиции, на творческое личное  участие в жизни  учреждения;
  • воспитанникам привиты уважение  к правам, свободам и обязанностям человека  и соблюдению  норм правового государства;
  • осознание подростками   высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Телефон доверия

Телефон доверия

Если у Вас есть вопросы,

мы готовы помочь по

тел. 8 (42337) 4-24-63

в рабочие дни с 9:00 до 17:00

--------------------------------------------

Уполномоченный

по правам человека

в Приморском крае

Личковаха Анна

Викторовна

Телефон:243-32-81; 240-07-91
Факс:(423) 243-32-81

--------------------------------------------

Комиссия по

делам несовершеннолетних

и защите их прав

8 (42337) 3-81-30

--------------------------------------------

Отделение по делам

несовершеннолетних

ОМВД России по г. Артему

8 (42337) 4-72-54; 4-70-30

--------------------------------------------

Центр медицинской

профилактики

(телефон доверия)

8 (42337) 4-54-04

--------------------------------------------

Кризисно - адаптационный

центр «Мир ребенка»

 8 (423) 220-65-75

--------------------------------------------

КГБУСО «Парус надежды»

Служба «Доверие»  

8 (423) 236–05–11

Отделение помощи

семье и детям «Семь -Я» 

8(423) 249-73- 27

8 (423) 238-80-35

описание к изображению

images

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс