Статистика посещений

Сегодня
За неделю
За месяц
Всего
178
2547
20489
314925
Ваш IP: 54.225.57.89
im

 

Loading

«Современные методы и формы работы в логопедической деятельности» И.А.Бородина, учитель – логопед КГБУСО «Артёмовский СРЦН»

К.Д.Ушинский, в своё время, говорил: « усваивая родной язык, ребёнок Усваивает не одни только  слова.. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов. Логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в  два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков великий народный  педагог – родное слово.     И далее из Ушинского: Метод преподавания можно изучать по книге или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельной и долговременной  практикой.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, основными формами которого являются  воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие. Игровой метод предполагает использование различных  компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. С детьми используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные. творческие, драматизации.

Моделирование- это процесс создания моделей и их использования в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний , умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Логопедическое воздействие осуществляется в таких формах обучения, как  фронтальной, подгрупповой и индивидуальной. В задачу индивидуальных занятий входит  прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения. Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно- ориентированный подход к каждому ребёнку. Это касается слухового восприятия, и приёмов преодоления моторных затруднений, и темпа  продвижения ребёнка. Речь является одной из важных психических функций человека, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития  различных форм деятельности. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, его поведении.

На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. По мнению В.М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: 1) помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, 2) опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, пескотерапия, акватерапия,ИКТ).Рассмотрим некоторые из них.

Например: фитотерапия. При разлиных формах  дизартрии, неврозоподобном заикании для улучшения памяти, концентрации внимания, повышения работоспособности  фитотерапевты рекомендуют отвары различных трав, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием.

Аромотерапия- применяется в сочетании с музыкотерапий. Она показана для ослабленных, или наоборот возбуждённых лиц. В последнее время  музыкотерапию выделяют  как самостоятельное направление в области решения различных задач. Наиболее важными для детей с нарушениями в речи является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа , ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности  сдерживать аффекты, развитие  общей  и артикуляционной моторики. Музыкальная ритмика, логоритмика  широко используется при   двигательных  и речевых расстройствах(тиков, заикания, нарушений координации). С детьми дошкольного возраста на  подгрупповом занятии я провожу под музыку  ритмические игры, дыхательную гимнастику.

Хромотерапию  или цветотерапию  я использую также довольно часто, так как  цвету издавна приписывалось огромное значение. Одни - ласкают взгляд, способствуют приливу внутренних сил, успокаивают, другие- раздражают, вызывают отрицательные эмоции . Воздействие цвета неоднозначно, а индивидуально, носит избирательный характер и нам, педагогам,  надо это учитывать в работе.

Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется  проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным разделам  центральной нервной системы. Учёные доказали, что, изменяя  световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желёз и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

 Синий - оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит, оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Фиолетовый - оказывает  угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный - активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы .

Зелёный – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

Жёлтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные воздействия.

Игры на развитие цветового восприятия.

«Весёлые дорожки»(рисование фломастерами разноцветных линий)

«Музыкальные кубики»

«Воздушные шарики»

«Заведи моторчик»

Пескотерапия

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком – это доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить словами своё отношение, эмоции к предмету, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных  фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.

Акватерапия пользуется огромной популярностью у детей младшего дошкольного возраста. Дети дуют в соломинку разного диаметра, создавая при этом в ёмкости с водой «бурю». Этой же воздушной струёй передвигают различные предметы на воде: кораблики, уточки, пробки. Набирая в бутылочки, пипетки, шприцы воду, дети развивают мелкую моторику, глазомер. А если воду сделать разноцветной, то можно организовать сюжетно-ролевые игры: магазин, дочки-матери, кафе и др.

Игры с песком и водой на развитие диафрагмального дыхания:

«Выровняй дорогу». От детской машинки проводится неглубокая канавка. Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком». Картинка под тонким слоем песка, мелкие игрушки. Сдувая песок, ребенок открывает изображение, находит фигурку.

«Ямка». Ребенок, плавно, долгой струей, выдувает ямку в песке, в воде

«Секрет». Необходимо сдуванием песка обнаружить неглубоко спрятанную игрушку и рассказать о ней.

Игры с песком на этапе автоматизации звуков:

«Заведем  мотор». Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку или рисовать букву Р.

«Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.

«Дорожка».  Произносить заданные слоги, «прошагивая» их пальчиком (рисуя круги на песке, выкладывая камушки).

«Клад».  Найди и четко назови( в воде с завязанными глазами)

Упражнения  для коррекции лексико-грамматических нарушений речи с песком и водой.

«Путешествие». Отработка приставочных глаголов.

«Подбери слово» (определение, действие).

«Дорисуй картинку и составь предложение».

«Нарисуй картинку и придумай рассказ».

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии и акватерапии  дает положительные результаты:

игры положительно влияют на общее развитие ребенка,

позволяют корректировать  речевые нарушения у детей,

усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем,

позволяют дольше сохранить работоспособность ребенка,

ошибки на песке исправить проще, чем  на бумаге, где всегда видны следы ошибок, это дает возможность ребенку ощущать себя успешным,

значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям,

на занятиях нет места монотонности и скуке,

более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

ИКТ- информационные компьютерные технологии в работе учителя – логопеда играют важнейшую роль, так как современные дети, большей частью, визуалисты и лучше усваивают учебный материал, видя его в компьютерной обработке. С этой целью я разрабатываю презентации на различные темы: «Изучение предлога», «Части тела человека», «Овощи и Фрукты», Сказки: «Репка, Колобок, Теремок, Курочка Ряба» и пр. Для детей более старшего возраста использую метод проекта, когда дети получают задание найти ту или иную информацию, а затем коллективно  создаём проект-презентацию, которая совершенствует не только навыки устной и письменной речи, но и служит наглядным материалом к уроку истории, литературы, географии

Телефон доверия

Телефон доверия

Если у Вас есть вопросы,

мы готовы помочь по

тел. 8 (42337) 4-24-63

в рабочие дни с 9:00 до 17:00

--------------------------------------------

Уполномоченный

по правам человека

в Приморском крае

Личковаха Анна

Викторовна

Телефон:243-32-81; 240-07-91
Факс:(423) 243-32-81

--------------------------------------------

Комиссия по

делам несовершеннолетних

и защите их прав

8 (42337) 3-81-30

--------------------------------------------

Отделение по делам

несовершеннолетних

ОМВД России по г. Артему

8 (42337) 4-72-54; 4-70-30

--------------------------------------------

Центр медицинской

профилактики

(телефон доверия)

8 (42337) 4-54-04

--------------------------------------------

Кризисно - адаптационный

центр «Мир ребенка»

 8 (423) 220-65-75

--------------------------------------------

КГБУСО «Парус надежды»

Служба «Доверие»  

8 (423) 236–05–11

Отделение помощи

семье и детям «Семь -Я» 

8(423) 249-73- 27

8 (423) 238-80-35

описание к изображению

images

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс